СТРАТЕГИЯ: БОЛЬШЕ УГЛЯ, НО МЕНЬШЕ ВРЕДА
29-08-2019

В Кузбассе добывают почти 60% всего российского угля и около 80% угля ценных коксующихся марок. Причём большую часть – открытым способом. Угольная промышленность – основа экономики региона. Но её динамичное развитие привело к значительному ухудшению экологической обстановки.

Особенно ощутимый ущерб окружающей среде нанесли в 90-е годы, когда уголь добывали практически варварскими методами.

Соответствующее постановление опубликовано на сайте администрации.В администрации области появилась новая комиссияНо сегодня благодаря губернатору Сергею Цивилеву меняется сама концепция угольной отрасли, внедряются передовые технологии в области обогащения и добычи. Кроме того, ведущие эксперты разработали общий бренд «Чистый Кузбасс». В преддверии главного праздника региона – Дня шахтёра – корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорила с Сергеем Евгеньевичем о том, по какому пути будет развиваться область дальше.

Авторы «Стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года» поставили амбициозные цели. С одной стороны, увеличить объёмы добычи угля и развитие других производств. С другой стороны, снизить негативное воздействие на окружающую среду: уменьшить в два раза количество выбросов в атмосферу, восстановить нарушенные земли, ликвидировать накопленный годами экологический ущерб, и т. д.

Для достижения этой серьёзной цели эксперты разработали региональный экологический стандарт. Это часть новой концепции «Чистый уголь – зелёный Кузбасс». Специалисты проводят стратегическую экологическую оценку приоритетов развития региона и разрабатывают сценарии развития экологической ситуации с применением наилучших доступных технологий и без них. Это так называемые оптимистичный и инерционный сценарии.

Для всех предприятий первой категории опасности сформируют экологические паспорта. В основу ляжет информация о границах санитарно-защитных зон, технологических нормативах и дорожных картах по повышению экологической эффективности. Затем, исходя из корпоративных дорожных карт, сформируют дорожную карту Кузбасса по переходу угольных и других предприятий на принципы применения наилучших доступных технологий.

«Сейчас мы формируем предложения по внесению изменений в справочники наилучших доступных технологий. Считаем, что они не в полной мере учитывают негативное воздействие угольных предприятий. Поэтому основная работа будет направлена на то, чтобы сделать справочники действенным инструментом технологического регулирования и снижения экологических рисков.

До сих пор в регионе сильны протестные настроения: люди выступают против новых разрезов.Ждем белый снег. Власти внедряют новые экотехнологииПравительство региона полностью поддерживает инициативу государства по переходу на новую систему технологического регулирования. Мировой, российский и наш кузбасский опыт показывает, что применение НДТ в добыче, обогащении и сжигании угля на крупных установках позволяют управлять экологическими рисками и даже снижать негативное воздействие в условиях увеличения добычи чёрного золота», – объясняет Сергей Цивилев.

Очень важное достижение областных властей: лицензии на пользование недрами, в первую очередь на добычу каменного угля, должны выдаваться с учётом мнения региона. Теперь на аукционы и конкурсы, которые проводят в Сибнедрах, обязательно приглашают представителей правительства Кузбасса. Это нужно, чтобы угольщики больше не ставили жителей региона перед фактом, что через дорогу от их домов появится новый разрез. Не менее важно и то, что теперь в лицензии будут прописывать все возможные условия по обеспечению промышленной безопасности и охраны окружающей среды. «В том числе, если залегания пластов позволяют работать подземным способом, мы настаиваем на включении данного пункта в лицензионные требования», – говорит глава региона.

Теперь региональные власти сами оценивают, насколько возможна добыча угля на определённом участке. Если раньше никто не обращал внимания на то, что рядом находятся населённые пункты, то теперь сразу будут учитывать возможное негативное влияние на их экологию. Причём, отмечает губернатор, вплоть до обязательного включения в лицензионные условия требования о переселении жителей до начала освоения месторождения.

Кроме того, угольщики должны будут иметь инновационные технологии добычи и переработки угля, быть социально ориентированными. «Также рассматриваем предоставление права пользования новыми участками недр в Кемеровской области с целью разведки и добычи каменного угля с учётом выполнения работ по ликвидации экологического ущерба закрытых предприятий угольной отрасли», – добавляет губернатор. Такой опыт в регионе уже есть: программа поэтапной ликвидации шахт на территории Прокопьевска, Киселёвска и Анжеро-Судженска.

Почти 66% всего кузбасского угля добывают открытым способом. Это, возможно, быстрее и дешевле, но такой подход привёл к тому, что за счёт размещения вскрышных пород увеличилось количество отходов.

Таким был труд шахтеров десятилетия назад.«Уголь грузят, а ни пылинки вокруг». Шахтер – о прошлом и будущем отраслиВыросла и площадь так называемых лунных ландшафтов. На сегодняшний день в регионе более 100 тыс. га нарушенных земель. Специалисты федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН и экологическая организация «Ирбис» уже разработали методические рекомендации по рекультивации. Теперь дело за тем, как сами угольщики будут их применять на практике.

«Мы должны добиться, чтобы после рекультивационных работ земли были пригодны для лесопарковых зон, спортивных площадок, зон отдыха или производственных площадей. И примеры ответственного подхода к этому у нас есть. Так, компания «Стройсервис» объявила конкурс социально значимых проектов, которые будут реализованы на рекультивируемых участках угольного разреза «Берёзовский» в Прокопьевском районе. Компания готова предоставить победителю инфраструктуру, грант и другие преференции. На месте бывших отвалов могут появиться комплекс сельхозпереработки, место массового отдыха с рыбным водоёмом, мототрек и многое другое. Также мы направили в федеральные органы власти инициативу, чтобы выдача лицензий на недропользование сопровождалась обременением на ликвидацию ущерба прошлых лет. Не должна повторяться ситуация перехода предприятия в последний год отработки горного участка в разряд банкротов с отсутствием денег на рекультивацию», – уверен губернатор.

Для этого областные власти предлагают на законодательном уровне обязать угольщиков создать неприкосновенный резерв, который впоследствии можно будет направить на ликвидацию горных выработок и рекультивацию нарушенных земель. Особенно это важно для районов, в которых разрезы находятся в черте города. Губернатор заявляет: экологические проблемы и вопросы комфорта кузбассовцев перевешивают выгоду от сиюминутной прибыли. Поэтому в случае любого конфликта рядовых жителей и угольщиков глава региона встанет на сторону жителей.

Экологи давно бьют тревогу: разрастающиеся разрезы уничтожают биологическое разнообразие, сокращают качество лесного фонда. Речь идёт не просто о том, что нужно сохранять редкие цветы, а о том, для чего это нужно. Ведь от биологического разнообразия напрямую зависит экологический баланс. После отработки участка требуется много лет для того, чтобы восстановить лес. «Если на участке находились уникальные растения, то даже при снятии почвенно-растительного слоя с последующим его размещением на рекультивируемой земле не происходит восстановления исходного биоразнообразия», – говорит Сергей Цивилев. Таким образом, выполняемые сегодня мероприятия по рекультивации не компенсируют нанесённый природе ущерб. Поэтому региональные власти в команде с ведущими экологами предлагают высаживать компенсационные леса и открывать новые особо охраняемые природные территории.

Ещё одно изменение в законодательство, которое активно продвигают областные власти, – увеличение размеров санитарно-защитных зон. Сегодня рекомендуемые расстояния до разрезов – 1 км, от угольных отвалов – 500 м. «Мы считаем, что для комфортной жизни людей этого недостаточно.

Владимир Путин назвал угледобычу одной из базовых отраслей экономики страны.Глава Кузбасса рассказал о мерах для развития угледобывающей отраслиК тому же рекомендательный характер размера санитарно-защитных зон позволяет некоторым компаниям сокращать его по формальным поводам. Близость разрезов к жилым домам вызывает понятное недовольство людей и провоцирует социальную напряжённость, отрицательное отношение ко всей угольной отрасли. Поэтому мы добиваемся внесения изменений в законодательство, чтобы новые лицензии выдавались только при соблюдении двухкилометровых санитарно-защитных зон. А действующие компании должны соблюдать расстояние до жилых домов не менее 1 км, и эта цифра должна быть не рекомендованной, а чётко закреплённой законом», – уверен Сергей Евгеньевич. Есть и ещё одна проблема в законодательстве. На сегодняшний день не предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу угля. «Чёрные копатели» отделываются штрафом, оставаясь, по сути, безнаказанными. Как отмечает губернатор, незаконная угледобыча не только наносит экономический и экологический ущерб региону, но и опасна для жизни и здоровья самих работников. Ведь так называемое «начальство» не обеспечивает их необходимыми средствами безопасности. Прокуратура области уже направила в региональный парламент предложение о внесении дополнений в Уголовный кодекс, которые предусматривают уголовную ответственность за незаконную угледобычу. Губернатор надеется, что их примут.

Источник: https://kuzbass.aif.ru

Архив